Программа патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы
ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛАТФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ "ПАТРИОТ.BY"
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ
Цель: повысить качество образовательного процесса в дошкольных группах через обеспечение системы работы по патриотическому воспитанию у детей дошкольного возраста используя различные виды детской деятельности.
РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ
|
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Поднятие Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования для воспитанников дошкольных групп |
перед началом учебного года |
Заместитель директора по воспитательной работе Летко И.В. |
Прослушивание Государственного гимна Республики Беларусь |
перед началом учебного года, |
Воспитатели дошкольного образования |
Создание развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию |
в течение учебного года |
Воспитатели дошкольного образования |
Экскурсии, пешеходные прогулки для детей старшего дошкольного возраста (исторические памятники, музеи и т.д.), виртуальные экскурсии. |
1 раз в месяц |
Воспитатель дошкольного образования Бабкевич Е.В. |
Проведение в средних и старших группах занятий, праздничных мероприятий «Наш герб», «Наш флаг», «Наш гимн», «Защитник Отечества», «День Победы», «Коляды», «Масленица», Купалье» и т.д. |
в канун государственных и национальных праздников |
Воспитатели дошкольного образования Бабкевич Е.В., Райчонок С.И., |
Организация тематических выставок: |
1 раз в месяц |
Воспитатели дошкольного образования Альхимёнок Н.С., Ахрем В.Н., Бабкевич Е.В., Летко Л.В., Райчонок С.И. |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
|
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Оформление информации на сайте учреждения образования (маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей: «По местам памяти героев», «Памятные места родного посёлка», виртуальные экскурсии по Беларуси, историка – культурным комплексам, информация о проведении праздников, акций, выставок, фестивалей и т.д.) |
в течение учебного года |
Заместитель директора по учебной работе Войтехович Н.В. |
Фотоконкурс: |
1 раз в квартал1 раз в месяц |
Воспитатели дошкольного образования Альхимёнок Н.С., Ахрем В.Н., Бабкевич Е.В., Летко Л.В., Райчонок С.И. |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
|
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Круглый стол: «Формирование у воспитанников ценностного отношения к Родине» |
МартАпрельМай |
Заместитель директора по учебной работе Войтехович Н.В. |
Пополнение методической копилки материалов, конспектов по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников |
в течение учебного года |
Заместитель директора по учебной работе Войтехович Н.В. |
Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.
Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.
Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.
Эффективным средством является использование художественных материалов.
Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.
1. В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.
Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:
-
организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
-
инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
-
наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
-
хороводные игры, игры-имитации;
-
чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
-
рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
-
рассматривание семейных фотографий и др.
2. В средней группе вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях.
Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.
3. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.
В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:
-
этические беседы о городе, родной стране, мире;
-
экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
-
рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;
-
знакомство с элементами национальной культуры;
-
обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
При знакомстве дошкольников с историей родного города, приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:
-
по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
-
составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
-
рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
-
язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.
В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.
Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Организация белорусского уголка в группах учреждения дошкольного образования
Содержание белорусских уголков (уголков по патриотическому воспитанию) должно соответствовать задачам, решаемым по данной теме в каждой возрастной группе.
Согласно содержанию «Учебной программы дошкольного образования» (образовательная область «Ребенок и общество»):
Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников учреждения дошкольного образования, о своей малой родине (городе, деревне), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, льна, лозы).
Следовательно, в уголке должны быть:
-
альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной посёлок»;
-
родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок).;
-
иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
-
куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
-
предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, керамика: миски, вазы, изделия из соломы, льна, лозы, белорусские народные игрушки (свистульки));
-
книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
-
Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице Беларуси – Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
В уголке национальной символики должны быть:
-
государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
В белорусском уголке должны быть:
-
альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси»;
-
родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат,
-
сестра, тетя, дядя);
-
иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
-
куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
-
предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
-
иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
-
книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
-
иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
В старшей группе формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей города; с географическим расположением Беларуси, с какими государствами она граничит. О столице нашей Родины; о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями белорусских писателей и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
Поэтому в уголок национальной символики размещается:
-
государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
-
карта страны, глобус.
В белорусском уголке должны быть:
-
куклы в национальных костюмах;
-
альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками;
-
альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники» (Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др.), «День Победы» и др.;
-
предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
-
иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
-
книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
-
иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
-
различная познавательная и художественная литература;
-
альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси»; макеты города, детского сада;
-
иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
-
родословные древа детей.
Требования к оформлению белорусского уголка
вторая младшая, средняя |
старшая |
|
Изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси: |
||
белорусская игрушка (глиняная, деревянная, соломенная), озвученная, неозвученная; раскрашенная, нераскрашенная |
2 шт. |
2 шт. |
белорусская региональная роспись: тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломки, льна, лозы, дерева |
2 шт. |
2 шт. |
Картины, картинки, открытки, альбомы с изображением предметов декоративно-прикладного искусства Беларуси |
по 1 наб. |
|
Серии картин крупного размера; разной тематики: |
по 1 наб. |
|
карта Республики Беларусь |
1 |
1 |
Панно: рельефная карта Республики Беларусь с государственной символикой |
1 |
1 |
Вкладыши: «Карта Беларуси» и др. |
1 |
1 |
Флаги: Республики Беларусь, стран, граничащих с Республикой Беларусь |
по 1 шт. |
|
Глобус |
1 |
|
Атрибуты культуры стран, граничащих с Республикой Беларусь: национальная одежда, кухня, игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства и др. |
по 1 наб. |
|
Национальная одежда для кукол с особенностями декора разных регионов Беларуси |
5 комп. |
5 комп. |
Предметы национального оформления игровой среды: вытинанки, льняные, тканые, расписные и вышитые изделия, традиционная глиняная посуда (слоік, спарыш, гляк, букетнік и др.) и т.п. |
по 2 шт. |