Кривичская средняя школа

Программа патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛАТФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ "ПАТРИОТ.BY"

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ


Цель: повысить качество образовательного процесса в дошкольных группах через обеспечение системы работы по патриотическому воспитанию у детей дошкольного возраста используя различные виды детской деятельности.

РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Поднятие Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования для воспитанников дошкольных групп

перед началом учебного года
в дни государственных праздников

Заместитель директора по воспитательной работе Летко И.В.

Прослушивание Государственного гимна Республики Беларусь

перед началом учебного года,
еженедельно перед началом занятий в средних и старших группах

Воспитатели дошкольного образования
Бабкевич Е.В., Райчонок С.И.

Создание развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию

в течение учебного года

Воспитатели дошкольного образования

Экскурсии, пешеходные прогулки для детей старшего дошкольного возраста (исторические памятники, музеи и т.д.), виртуальные экскурсии.

1 раз в месяц

Воспитатель дошкольного образования Бабкевич Е.В.

Проведение в средних и старших группах занятий, праздничных мероприятий «Наш герб», «Наш флаг», «Наш гимн», «Защитник Отечества», «День Победы», «Коляды», «Масленица», Купалье» и т.д.

в канун государственных и национальных праздников

Воспитатели дошкольного образования Бабкевич Е.В., Райчонок С.И.,
музыкальный руководитель Сорокина И.А.

Организация тематических выставок:
«Никто не забыт, ни что не забыто» 
«Мой родной посёлок»
«Узоры родной сторонки»
«Куклы- обереги»
«Дзівосы восені»
«Пасхальная радость»

1 раз в месяц

Воспитатели дошкольного образования Альхимёнок Н.С., Ахрем В.Н., Бабкевич Е.В., Летко Л.В., Райчонок С.И.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Оформление информации на сайте учреждения образования (маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей: «По местам памяти героев», «Памятные места родного посёлка», виртуальные экскурсии по Беларуси, историка – культурным комплексам, информация о проведении праздников, акций, выставок, фестивалей и т.д.)

в течение учебного года

Заместитель директора по учебной работе Войтехович Н.В.

Фотоконкурс:
«Семейные традиции»
«Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь!» и т.д.
«Бессмертный полк» 
Информационные листки: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Как формируется любовь к родному краю» и т.д.

1 раз в квартал

 

 

1 раз в месяц

Воспитатели дошкольного образования Альхимёнок Н.С., Ахрем В.Н., Бабкевич Е.В., Летко Л.В., Райчонок С.И.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Круглый стол: «Формирование у воспитанников ценностного отношения к Родине»
Консультации:
«Мини-музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
 «Создание лэпбука «Моя малая Родина»»
Патриотический час «Память, которой не будет забвенья»

Март

Апрель

Май

Заместитель директора по учебной работе Войтехович Н.В.

Пополнение методической копилки материалов, конспектов по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников

в течение учебного года

Заместитель директора по учебной работе Войтехович Н.В.
Педагоги

 

Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.
Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.
Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы  дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.
Эффективным средством  является использование художественных материалов.
Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.

1. В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.
Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

2. В средней группе  вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях.
Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

3. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.
В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:

При знакомстве дошкольников с историей родного города,  приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
 Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В  устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В  группах целесообразно разработать  такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.
Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Организация белорусского уголка в группах учреждения дошкольного образования

Содержание белорусских уголков (уголков по патриотическому воспитанию) должно соответствовать задачам, решаемым по данной теме в каждой возрастной группе.
Согласно содержанию «Учебной программы дошкольного образования» (образовательная область «Ребенок и общество»):
Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников учреждения дошкольного образования, о своей малой родине (городе, деревне), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, льна, лозы).


Следовательно, в уголке должны быть:

  • альбомы:  «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной посёлок»;

  • родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок).;

  • иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;

  • куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

  • предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, керамика: миски, вазы, изделия из соломы, льна, лозы, белорусские народные игрушки (свистульки));

  • книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;

  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

В  средней группе  у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице Беларуси – Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.


В уголке национальной символики должны быть: 

  • государственная символика (флаг, герб, текст гимна)

В белорусском уголке должны быть:

  • альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной      город», «Минск – столица Беларуси»;

  • родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат,

  • сестра, тетя, дядя);

  • иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;

  • куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

  • предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из  дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);

  • иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

  • книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;

  • иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

В старшей группе формируют представления  воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей города; с географическим расположением Беларуси, с какими государствами она граничит. О столице нашей Родины; о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями белорусских писателей и т.д. Формируют представления о  предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

Поэтому в  уголок  национальной символики размещается:

  • государственная символика (флаг, герб, текст гимна);

  • карта страны, глобус.

В белорусском уголке должны быть:

  • куклы в национальных костюмах;

  • альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками;

  • альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники» (Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др.), «День Победы» и др.;

  • предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из  дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);

  • иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

  • книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;

  • иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

  • различная познавательная и художественная литература;

  • альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной  город», «Минск – столица Беларуси»; макеты города, детского сада;

  • иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;

  • родословные древа детей.

Требования к оформлению белорусского уголка

 

вторая младшая, средняя

старшая

Изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси:

 

 

белорусская игрушка (глиняная, деревянная, соломенная), озвученная, неозвученная; раскрашенная, нераскрашенная

2 шт.

2 шт.

белорусская региональная роспись: тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломки, льна, лозы, дерева

2 шт.

2 шт.

Картины, картинки, открытки, альбомы с изображением предметов декоративно-прикладного искусства Беларуси

 

по 1 наб.

Серии картин крупного размера; разной тематики:
игры детей; природа Беларуси; народные праздники; дикие и домашние животные, рыбы и птицы Беларуси; народные умельцы Беларуси; писатели; спорт, воинская служба и др

 

по 1 наб.

карта Республики Беларусь

1

1

Панно: рельефная карта Республики Беларусь с государственной символикой

1

1

Вкладыши: «Карта Беларуси» и др.

1

1

Флаги: Республики Беларусь, стран, граничащих с Республикой Беларусь

 

по 1 шт.

Глобус

 

1

Атрибуты культуры стран, граничащих с Республикой Беларусь: национальная одежда, кухня, игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства и др.

 

по 1 наб.

Национальная одежда для кукол с особенностями декора разных регионов Беларуси

5 комп.

5 комп.

Предметы национального оформления игровой среды: вытинанки, льняные, тканые, расписные и вышитые изделия, традиционная глиняная посуда (слоік, спарыш, гляк, букетнік и др.) и т.п.

по 2 шт.